ВТОРАЯ ВОЛНА: КАК НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ ЗАСЕЛЯЛИ ЮЖНУЮ СИБИРЬ
Автор: Алена Шашкова
144
18.02.2020
Автор: Алена Шашкова

Команда российских и зарубежных ученых доказала, что неандертальцы осваивали Сибирь минимум дважды. Они следовали разными маршрутами и в разное время. По сути речь идет о двух разных видах древних людей: из Восточной Европы и Северного Кавказа. Где они жили, и что значит для нас?

Где и когда

Считалось, что неандертальцы заселили Сибирь 200-100 тысяч лет назад, но благодаря новым цельногеномным исследованиям ДНК выяснилось, что было повторное заселение. По словам старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Ксении Колобовой, оно произошло от 60 до 40 тысяч лет назад. Древние кочевники пришли на Алтай из Европы по северному побережью Каспийского моря.

3 000

километров — путь, который проделали неандертальцы.

Их стоянки располагались в трех алтайских пещерах: Окладникова, Страшной и Чагырской.

Бизоны на ужин

Древние сибиряки не были каннибалами как, например, их европейские сородичи. Но питались как настоящие хищники:

Ксения Колобовастарший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН
Последние данные изотопных анализов говорят, что в костях (неандертальцев – СО) очень много изотопа азота, который соответствует высшим хищникам, то есть они питались, как гиены. Неандертальцы были хищниками до глубины души. Настолько высокий уровень азота также может свидетельствовать о том, что они также потребляли рыбу, речные растения, всяческих рачков, речных животных…
interfax-russia.ru

В основе рациона было мясо бизона (более 50% всех находок ученых – именно его кости), и только после него мамонты и лошади. При этом неандертальцы особенно ценили костный мозг. Это видно по останкам животных из пещер, которые были характерно раздроблены.

1 200

Изделий из костей бизона было найдено в Чагырской пещере.

Ученые предполагают, что их использовали разделки мяса и обработки костей. Ножи изготавливались по микокской технологии, которая относится к переходному периоду от нижнего к среднему палеолиту. Орудия того времени – это, как правило, асимметрические двусторонние клиновидные рубила с круглым основанием.

По мнению, Колобовой и ее коллег, орудия неандертальцев, найденные в Чагырской пещере, были сделаны на территории между Крымом и северным Кавказом.

Ричард Робертспрофессор Центра археологических наук Австралийского Университета Вуллонгонга
Эта часть Восточной Европы находится на расстоянии трех-четырех тысяч километров от Чагырской пещеры. Проделанный неандертальцами путь примерно равен расстоянию от Сиднея до Перта или от Нью-Йорка до Лос-Анжелеса. Это по-настоящему эпическое путешествие.
biysk-ok.ru

Место пересечения

По словам археологов, в Денисовой пещере проживали не только денисовцы, но и переселенцы «первой волны». При этом они не просто уживались вместе, но создавали «межнациональные» семьи.

Согласно недавним исследованиям, один из найденных костных фрагментов в Денисовой пещере принадлежал молодой девушке-метиске. Ее родителями были денисовец (42,3%) и неандерталка (38,6%). При этом предки девочки по линии матери — родом из территорий, которые принадлежат современной Хорватии. Эти открытия позволили ученым говорить о скрещивании между разными представителями древних людей.

Неандертальцы и мы

Ареал денисовцев раскинулся от Сибири до Папуа-Новой Гвинеи и Микронезии: одна группа обитала в Восточной Азии и Сибири, другая в Новой Гвинее и прилегающей к ней островам, третья жила на территории Океании и Азии.

Таким образом, денисовцы имеют прямое отношение к формированию всех азиатских народов. У жителей Меланезии и Австралии доля «денисовских» генов доходит до 5-6%. Часть современных китайцев также частично унаследовали древние ДНК. Там эта мутация отвечает за хорошее снабжение крови кислородом без чрезмерного увеличения численности эритроцитов. Поэтому сегодня жители Тибета комфортно существовуют на большой высоте.

Еще одна адаптация того же гена распространена в Гренландии и связана с устойчивостью к низким температурам. Современным жителям Евразии от неандертальцев досталось 4% генов.

100

Неандертальцев жило на Алтае примерно 200 тысяч лет назад, по мнению ученых.

После сорока тысяч лет назад оба вида неандертальцев исчезла. Точные причины пока не установлены. Но по одной из версий, у древних людей были замедлены процессы для приспособления к окружающей среде. В совокупности с небольшой численностью – вымирание произошло очень быстро.