Начало священного месяца для буддистов
25.05.2020
469
25.05.2020
Автор:

23 мая 2020 года согласно лунному буддийскому календарю наступил священный для буддистов месяц – Буянта сара (hара) «Сака Дава». Его отмечают в трех регионах России — Туве (под названием Ыдык ай), Калмыкии (Урс сар) и в Бурятии (Буянта сара), а также в Забайкальском крае, Республике Алтай и Иркутской области. Конец священного месяца приходится на 21 июня.

Для буддистов это самый большой праздник в году и самый святой день.

Пятнадцатый лунный день — в этом году 5 июня — в разное время своей жизни был выбран Буддой Шакъямуни для совершения трёх величайших событий: рождения в этом мире, Просветления и ухода в Паринирвану.

Весь месяц буддисты посвящают духовным практикам и ритуалам, посещению священных буддийских мест, делают упор на накоплении добродетельных заслуг. Важно воздерживаться от негативных деяний, ведь в этот период все, что вы делаете – плохое или хорошее – увеличивается в сотни тысяч раз.

Во время священного месяца буддисты воздерживаются от употребления мяса, алкоголя и курения и соблюдать 10 заповедей — не проливать кровь живых существ, не красть, не лгать, не скупиться к нуждающимся, не использовать дурманящих средств и др. Считается, что начатая в этом месяце духовная практика, способствует очищению кармы, духовному росту и благосостоянию.

Проникновение буддизма в Россию

На территории нынешней России буддизм получил распространение в 16-17 вв. из Монголии через кочевников калмыков (ойратов), которые позднее обосновались в северном Прикаспии и на землях нынешней Бурятии.

В период правления императрицы Елизаветы буддизм получил официальное признание. В 19 в. глава буддийского духовенства Бурятии утверждался царским указом, а настоятели монастырей — генерал-губернаторами. В Калмыкии лама калмыцкого народа также назначался царским указом.

В 1914 г. Россия в качестве своего протектората присоединила Тыву, где господствующими религиями были шаманизм и буддизм. Таким образом, буддизм оказался в России традиционной религией трёх народов — бурят, калмыков и тывинцев. Все эти народы исповедуют тибетский буддизм (ламаизм).

Автор: www.culture.ru

Шаманизм и буддизм в Туве

Впрочем, пришедшая через Монголию, новая для тувинцев религия претерпела изменения, принимая во внимание добуддистские воззрения монголов – шаманизм. Появившись в южных территориях республики, буддизм поначалу встретил сопротивление со стороны жителей, мировоззрение и верования которых принадлежали к шаманизму.

Многие исследователи связывают укоренение и признание буддизма как официальной религии республики с возникновением феодальной государственности.

До сих пор основное число верующих являются шаманистами и буддистами одновременно. Исторически сложившийся синкретизм этих двух верований показывает, как шаманы и ламы перенимают друг у друга различные обрядовые функции. Например, освящение источников, родников, обряды освящения родового дерева, очищение семейного очага, похороны мог совершить как лама, так и шаман. Лечение больных было всегда привилегией шаманов, но вскоре и ламы начали лечить. По этому случаю даже стали готовить специальных богдо-хоо (лам-шаманов).

В периоды правления советской власти подверглись репрессии и ламы и шаманы, при этом было уничтожено более сотен буддистских храмов.

С 1990-ых годов в Туве возрождаются различные религиозные практики, в том числе шаманизм. Большой интерес к шаманизму проявляют западные исследователи. Проводятся международные форумы, встречи шаманов с шамановедами.

Одновременно возрождается буддизм. Важным событием в жизни буддистов Тувы стал приезд Его Святейшество XIV Далай-Ламы в Туву в 1992 году. Активно восстанавливаются буддийские сооружения, строится немалое количество субурганов (буддийские ступы) на территории всей республики, появились новые монастыри. Ламы стараются донести до населению суть учения буддизма, какой образ жизни необходимо вести, что соблюдать, когда и при каких обстоятельствах читать ту или иную мантру.

Многие тувинцы ассоциируют свою религию с буддизмом, утверждая, что они являются последователями буддизма — буддистами. При этом тувинцы все еще поклоняются духам природы.

Объединяются не только религии в понимании людей, но и представители самих религий в деятельности, в различных социальных мероприятиях. Среди таких общих дел, имеющих значение и для буддизма, и для шаманизма, можно назвать строительство статуи Будды Шакьямуни на вершине горы Догээ близ Кызыла. Строительство статуи началось в 2011 году на благотворительные средства силами добровольцев и местных мастеров. Монумент, возводимый на горе Догээ, будет представлять собой трон с сидящим на нем Буддой, медитирующим в позе лотоса. Высота статуи вместе с постаментом будет равна 21 метру. Из-за финансового кризиса строительство до сих пор не завершено, хотя уже готов 12-метровый постамент.

Самая высокая на данный момент статуя Будды в России и Европе находится в Элисте (Калмыкия) — больше 10 метров.

Паломничество и туризм

Гора Догээ — известная туристическая достопримечательность Кызыла. В течении года, особенно летом, гору часто посещают гости и жители республики. С вершины горы открывается живописный вид на место слияния рек Бии-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем (Малый Енисей) в один большой Улуг-Хем (Енисей), отсюда видны вершины синих гор Западных Саян, острова Вавилинского затона, вершины террасы Догээ-Баары.

Автор: vashgorod.ru

В 90-е годы гора снова стала местом паломничества. Благодаря паломникам вдоль тропы, ведущей к вершине горы, появились множественные оваа — пирамидки из поставленных друг на друга камней и длинных жердей из дерева или железа, украшенных цветными шарфиками — кадаками и цветными ленточками — чаламаа. Внутри оваа или рядом принято оставлять подношение — печенье, конфеты, зерно — и привязывать яркую ленточку, мысленно просить за себя и за близких о благосклонности Бога и духов.

На новый год по-восточному календарю (Шагаа) мужчины республики поднимаются на гору Догээ и проводят древний обряд «Сан салыр» в знак благодарности и уважения духам-хозяевам, здесь же они встречают первые солнечные лучи нового года.

На склоне горы из огромных камней сложена 120-метровая мантра Будды великого сострадания «ом мани падме хум». В соответствии с буддийскими священными текстами, она несет в себе всю силу его благословения и любви Будды Сострадания.

На фото превью: Иволгинский дацан




Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

   
Читайте также
Спецпроекты

На седьмом небе: как небанально отпраздновать День всех влюбленных Стать воздухоплавателем на гигантском воздушном шаре можно в большинстве сибирских городов. Явки и пароли в этом материале.

Фоторепортажи

Агротуристический кластер в Белокурихе пополнится новым направлением Точкой в этом крупном проекте стало открытие рыбного цеха.

Фоторепортажи

Новосибирский фотограф отправилась в Монголию на поиски беркутчи Журнал «СО» покажет снимки, на которых беркутчи охотятся с гордыми птицами