Из Сибири — в мечту
Как решиться на кругосветку с двумя дочками
23.01.2020
Автор: Сергей Лебединский
796
23.01.2020
Автор: Сергей Лебединский

— …Что сказать читателям? Вы можете все. Представьте себя лет через двадцать. О чем вы будете жалеть, думая о себе сегодняшнем? «Вот жаль, что тогда я не решился сделать…» что? – вот именно это сейчас и делайте, — Марина Клочкова из Новосибирска знает, о чем говорит.

С 2018 года они с мужем и двумя дочерьми променяли бизнес в сибирской столице на паруса и мечту.

Через год Клочковы завершат свою самую южную кругосветку через мысы и Антарктиду и станут первой российской семьей, сделавшей это.

 

 

Объявление на пальме

 

— Андрей был совладельцем одной из финансовых компаний Новосибирска, я работала у него в фирме, а потом в рекламе. Сейчас у нас удаленная работа и три источника доходов: от сдачи офисов в Новосибирске, сдачи собственного дома в Горном Алтае, в котором мы жили до ухода в экспедицию, и журналистские гонорары (я профессиональный журналист, регулярно публикуюсь в главном яхтенном журнале страны Yacht Russia и на портале Моя Планета), — говорит Марина Клочкова, жена капитана яхты. —

 

— Мечта о кругосветном плавании под парусом возникла еще в детстве после книг Жюля Верна. На тот момент она казалась несбыточной — что-то вроде полета на Марс.

Мы росли, строили бизнес, зарабатывали деньги. Стали выезжать на зиму в ЮВА… И однажды увидели объявление, прибитое к кокосовой пальме: «Возьмем в экипаж яхты 2-4 человек. Еда и топливо вскладчину, пройдем до Филиппин и Малайзии».

Мы посмотрели друг на друга: «О, а что, так можно? Так бывает в жизни»?

Потом посмеялись на тему, что лет через 20 выйдем на пенсию, купим яхту и отправимся на ней вокруг света.

Но пенсии ждать не пришлось: переехали на свою яхту уже через 5 лет.

 

Почему парус? Когда ты путешествуешь в своем доме – парусной яхте – у тебя нет границ, ты можешь оказаться почти в любой точке мира, не будучи привязанным к другому транспорту, перелетам, автобусам. Паруса – это не только романтичная деталь лодки. Это ее основной двигатель. Соответственно затраты на топливо минимальны – только, чтобы войти в порт и выйти.

 

Лучше, чем ноль

 

— Ко всему, что у нас сейчас есть, мы шли постепенно. Потому что сразу сделать гигантский шаг в неизвестность – очень страшно. Сначала мы провели на яхте один сезон. Правда, это сразу была зима в Средиземном море: шторма и холодина. Девочкам было 12 лет и 2,5 года (сейчас им 18 и восемь соответственно). Наверное, никогда больше нам не было так трудно. Ни в Антарктике, ни в Южном океане, ни у мыса Горн. Привыкали с большим трудом: нас со старшей дочкой мучила морская болезнь, хотелось домой, к близким людям и привычному уюту…

После первой зимы, когда мы дошли от Испании до Черногории, пришла вторая. Тогда, в ноябре 2014 года мы вышли из Средиземного моря и пришли на Канары. Как ни странно, было легче, несмотря на двенадцатидневный марш-бросок по крепкому ветру от Мальты до краешка Испании. Ну а с Канар уже надо было выбирать – идти обратно в Средиземное море или двинуть за океан.

 

  Нас не прельщало бесцельное болтание по морям. В каждом длительном деле должна быть заложена большая задача. Поэтому мы долго не раздумывали: идем вокруг света, исполнять несбыточную мечту детства. Правда, маршрут был несколько не тот, которым я мечтала пройти, читая «Детей капитана Гранта». Считалось, что тем маршрутом мечты семьями на маленьких яхтах не ходят, ибо очень опасно. Но и кругосветка по пассатам была лучше, чем ноль.

Андрей 5 месяцев готовил яхту на Канарах, а я от осознания ответственности за принятие такого смелого решения принялась болеть. И честно болела-лечилась все эти 5 месяцев. Дважды сдавали билеты, но потом все-таки вылетели к капитану на Канары. И 8 марта 2016 года шагнули из зоны комфорта. Мы сразу пошли не проторенным путем – через Кабо Верде на Карибы, а в черную Африку — Сенегал и Гамбию. Поднимались по реке почти на 400 км вглубь материка. А потом уже – острова Зеленого мыса и старт через океан.

 

>35 000

морских миль было пройдено нами на Леди Мэри.

 

— В ноябре 2018 года мы вышли с Таити, из середины Тихого океана, дальше на запад. И прямо в океане обсуждали возможное изменение планов, потому что не успевали оказаться до сезона ураганов в безопасной Новой Зеландии. Вот тогда Андрей и сказал: «Слушай, а мы все еще можем повернуть на 37 параллель, поискать там капитана Гранта, а потом к мысу Горн»…

 

153-й градус

 

—  Это все еще звучало ошеломительно. Ревущие 40-е, неистовые 50-ые, самый опасный пролив планеты и почти два месяца нон-стопа. В южном Тихом океане нет никаких земель.

—           На какой мы сейчас долготе?

—           На 153-ей, — говорит кэп.

—           Погоди, лоцию принесу, – и я несу Жюля Верна «Дети капитана Гранта»

Читаю: «”7 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия” потерпело крушение на 153-ем градусе западной долготы и 37 градусе 11 минут южной широты…»

Немая сцена. И потом:

—           Андрюх, так 1200 миль строго на юг, и мы на острове Мария-Тереза!

 

В общем, наутро мы уже шли вместо запада на юг. Прошли 37 параллель и совершили ряд географических закрытий – практически доказали, что рифов-призраков Мария-Тереза, Вачуссет, Эрнест Легуве и 1957 не существует в заданных на картах координатах. После 37 параллели взяли курс на мыс Горн через полюс океанской недоступности .

19 января 2019 года мы стали первой русскоязычной семьей, прошедшей под парусом Эверест яхтсменов. Стояли на Огненной Земле, чинились, выдыхали. А потом сходили в Антарктиду, немало удивив полярников станции «Беллинсгаузен».

 

БЛИЦ

 

…о детях

Дети на домашнем обучении. Большую часть школьной программы изучают самостоятельно. Младшая прикреплена к Русской Географической школе, старшая уже получает яхтенные корочки капитана. Планирует работать на экспедиционных яхтах в высоких широтах. Собирается сама заработать себе на университет, и дальше будет уже выбирать, пойти учиться или еще поработать.

Мы уже побывали на всех континентах, кроме Австралии. До нее дойдем через три месяца. К концу января выходим из Кейптауна в Южный Индийский океан. Два месяца пути с одной остановкой на островке из французских антарктических территорий.

В нашем личном топе четыре страны – Колумбия, Антарктида, Огненная Земля и ЮАР. Хотя нам везде нравится, где мы бываем.

 

…о встречах

Трудно сказать, какая встреча была самой приятной или необычной. Вот, например, встретиться с полярниками на русской Антарктической станции – это необычно? Да. Приятно? Безусловно. Встретиться с русской семьей, которая дошла на яхте до Таити? Необычно и приятно. Или с русской парой, которая совсем нас не знала, а сразу позвала пожить у себя в столице Колумбии и приняла как родных детей.

Еще одна незабываемая встреча – на тихоокеанском острове Питкерн, где живут 50 человек – потомков мятежников с корабля «Баунти». Они приняли нас так радушно, что две недели мы были будто частью семьи.

Или знакомство с Федором Конюховым у мыса Горн, где мы были единственной русской яхтой во флотилии. Познакомились с потрясающими людьми и поучаствовали в незабываемой экспедиции.

У нас появилось несколько близких друзей за годы плавания.

Пожилая швейцарская пара на яхте, мы познакомились на острове Пасхи, куда заходит всего 25 яхт в год.

Аргентинка Роксана из самого южного города мира, заведующая пирсом, из которого яхты уходят в Антарктиду.

Там же в Ушуайе — подружились с русской замечательной семьей…

Много дорогих сердцу встреч и отношений завязалось. Со всеми поддерживаем связь по интернету.

 

…об опасностях

По дороге от Магелланова пролива к Африке мы попали в жестокий шторм у Фолклендских островов (54 широта, первые дни весны). Снег и до 62 узлов ветра.

На 37 параллели нас почти положила на борт аномальная волна, хорошо, мы все были внутри. С полок по правому борту повылетало все, что до этого стояло крепко 5 лет .

В проливе Дрейка, где обычное дело – ветра ураганной силы, ночью на нас налетел шквал в 60 углов. Пришлось экстренно стаскивать парус, а он застрял….

На пути от Французской Гвиану к острову Тобаго оторвало форштаг. Был риск потерять мачты.

Со всем справились. А что делать.

 

…о быте

Средняя крейсерская скорость нашей яхты – 100-120 миль в сутки. Ночные вахты распределены между мной, мужем и старшей дочкой. Максимум до часу ночи вахтит дочь, потом капитан, и ранним утром заступаю я. У нас очень правильная лодка, тяжелая, крепкая и со вторым штурвалом в рубке. Поэтому в основном ночные вахты можно нести внутри яхты.

Наша Настя, старшая, очень любит готовить, поэтому лет с 14-ти большая часть камбуза – на ней. Еще она играет на гитаре и хорошо поет. Младшая Лада — юнга любит рисовать, обыгрывает меня в шахматы и хочет стать каким-нибудь –«ологом» (биологом, океанологом и т.д). В переходах мы много читаем, я пишу книгу и статьи, смотрим познавательные фильмы и часто бурно интересно обсуждаем их. Вот, например, в переходе до Кейптауна смотрели лекции по био-психологии Стенфордского университета.

На суше мы много гуляем, стараемся побывать, где возможно, и много общаемся. За неимением русского сообщества мы, если честно, тяготеем к русскоязычным друзьям. И теперь я стараюсь до прихода в страну выйти на местную русскую диаспору. В Кейптауне у нас это подучилось очень удачно, душевно и здорово. Юнга месяц ходила в местную (англоязычную) школу, а потом мы ездили в русский лагерь. Лада была пионером, Настя – вожатой, а я – помощником на кухне. Это было активно и познавательно. Здесь мы встретили нескольких человек, которых я даже могу назвать нашими друзьями, несмотря на относительно недолгий срок общения.

 

…о книге

Книга будет о нашей «несбыточной» мечте — кругосветке по Южному океану и походе в Антарктиду без отрыва от семьи. О нашем пути к мечте, сомнениях, страхах, падениях и проблемах, личном росте и преодолении. В большинстве случаев на пути к мечте стоят страхи.

И только ты выбираешь, что перевесит — он или мечта. Расскажу, как я сделала так, чтобы перевесила мечта.

…о планах

Через год мы закончим нашу самую южную кругосветку через великие мысы и Антарктиду и станем первой семьей, кто сделал это. Не скажу точно за весь мир, но в России точно.

Дальше будем двигаться в сторону Европы, завершая круг, начатый первым. А там есть планы на высокие широты – северный морской путь, Антарктику. Хотим делать интересные проекты с РГО, учеными или парусными школами и возить концептуальные экспедиции.

Лет через десять мечтаем, чтобы наше дело было общим с детьми и их спутниками жизни. Еще не знаем, что это будет. Но что-то очень интересное и обязательно зажигающее глаза всем участникам. Мы хотим помочь планете победить экологические беды. Спасти мир – вот так вот, скромно и со вкусом 🙂

 




Оставить комментарий

комментариев 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Молодцы! Слежу за вами)))

  • Невероятное путешествие. Люди воплощают мечту. Но очень страшно за детей. Слишком опасно.

Читайте также
Спецпроекты

ШУМ ВОКРУГ БАЙКАЛЬСКИХ ВОД На берегах озера давно работают минимум пять заводов по розливу пресной воды. Чем хуже еще один? Разбирался «СО».

Спецпроекты

Новосибирский зоопарк: свободу животным Новосибирский зоопарк отказался от нескольких вольеров с решетками. Рассказываем, как живут обитатели парка.

Спецпроекты

«Сибирские Мальдивы»: место для красивых фотографий или угроза для здоровья Рассказываем о красивейшем месте Сибири, которое называют в Сети опасным.