Из Сибири — в мечту
Как решиться на кругосветку с двумя дочками
23.01.2020
Автор: Сергей Лебединский
658
23.01.2020
Автор: Сергей Лебединский

— …Что сказать читателям? Вы можете все. Представьте себя лет через двадцать. О чем вы будете жалеть, думая о себе сегодняшнем? «Вот жаль, что тогда я не решился сделать…» что? – вот именно это сейчас и делайте, — Марина Клочкова из Новосибирска знает, о чем говорит.

С 2018 года они с мужем и двумя дочерьми променяли бизнес в сибирской столице на паруса и мечту.

Через год Клочковы завершат свою самую южную кругосветку через мысы и Антарктиду и станут первой российской семьей, сделавшей это.

 

 

Объявление на пальме

 

— Андрей был совладельцем одной из финансовых компаний Новосибирска, я работала у него в фирме, а потом в рекламе. Сейчас у нас удаленная работа и три источника доходов: от сдачи офисов в Новосибирске, сдачи собственного дома в Горном Алтае, в котором мы жили до ухода в экспедицию, и журналистские гонорары (я профессиональный журналист, регулярно публикуюсь в главном яхтенном журнале страны Yacht Russia и на портале Моя Планета), — говорит Марина Клочкова, жена капитана яхты. —

 

— Мечта о кругосветном плавании под парусом возникла еще в детстве после книг Жюля Верна. На тот момент она казалась несбыточной — что-то вроде полета на Марс.

Мы росли, строили бизнес, зарабатывали деньги. Стали выезжать на зиму в ЮВА… И однажды увидели объявление, прибитое к кокосовой пальме: «Возьмем в экипаж яхты 2-4 человек. Еда и топливо вскладчину, пройдем до Филиппин и Малайзии».

Мы посмотрели друг на друга: «О, а что, так можно? Так бывает в жизни»?

Потом посмеялись на тему, что лет через 20 выйдем на пенсию, купим яхту и отправимся на ней вокруг света.

Но пенсии ждать не пришлось: переехали на свою яхту уже через 5 лет.

 

Почему парус? Когда ты путешествуешь в своем доме – парусной яхте – у тебя нет границ, ты можешь оказаться почти в любой точке мира, не будучи привязанным к другому транспорту, перелетам, автобусам. Паруса – это не только романтичная деталь лодки. Это ее основной двигатель. Соответственно затраты на топливо минимальны – только, чтобы войти в порт и выйти.

 

Лучше, чем ноль

 

— Ко всему, что у нас сейчас есть, мы шли постепенно. Потому что сразу сделать гигантский шаг в неизвестность – очень страшно. Сначала мы провели на яхте один сезон. Правда, это сразу была зима в Средиземном море: шторма и холодина. Девочкам было 12 лет и 2,5 года (сейчас им 18 и восемь соответственно). Наверное, никогда больше нам не было так трудно. Ни в Антарктике, ни в Южном океане, ни у мыса Горн. Привыкали с большим трудом: нас со старшей дочкой мучила морская болезнь, хотелось домой, к близким людям и привычному уюту…

После первой зимы, когда мы дошли от Испании до Черногории, пришла вторая. Тогда, в ноябре 2014 года мы вышли из Средиземного моря и пришли на Канары. Как ни странно, было легче, несмотря на двенадцатидневный марш-бросок по крепкому ветру от Мальты до краешка Испании. Ну а с Канар уже надо было выбирать – идти обратно в Средиземное море или двинуть за океан.

 

  Нас не прельщало бесцельное болтание по морям. В каждом длительном деле должна быть заложена большая задача. Поэтому мы долго не раздумывали: идем вокруг света, исполнять несбыточную мечту детства. Правда, маршрут был несколько не тот, которым я мечтала пройти, читая «Детей капитана Гранта». Считалось, что тем маршрутом мечты семьями на маленьких яхтах не ходят, ибо очень опасно. Но и кругосветка по пассатам была лучше, чем ноль.

Андрей 5 месяцев готовил яхту на Канарах, а я от осознания ответственности за принятие такого смелого решения принялась болеть. И честно болела-лечилась все эти 5 месяцев. Дважды сдавали билеты, но потом все-таки вылетели к капитану на Канары. И 8 марта 2016 года шагнули из зоны комфорта. Мы сразу пошли не проторенным путем – через Кабо Верде на Карибы, а в черную Африку — Сенегал и Гамбию. Поднимались по реке почти на 400 км вглубь материка. А потом уже – острова Зеленого мыса и старт через океан.

 

>35 000

морских миль было пройдено нами на Леди Мэри.

 

— В ноябре 2018 года мы вышли с Таити, из середины Тихого океана, дальше на запад. И прямо в океане обсуждали возможное изменение планов, потому что не успевали оказаться до сезона ураганов в безопасной Новой Зеландии. Вот тогда Андрей и сказал: «Слушай, а мы все еще можем повернуть на 37 параллель, поискать там капитана Гранта, а потом к мысу Горн»…

 

153-й градус

 

—  Это все еще звучало ошеломительно. Ревущие 40-е, неистовые 50-ые, самый опасный пролив планеты и почти два месяца нон-стопа. В южном Тихом океане нет никаких земель.

—           На какой мы сейчас долготе?

—           На 153-ей, — говорит кэп.

—           Погоди, лоцию принесу, – и я несу Жюля Верна «Дети капитана Гранта»

Читаю: «”7 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия” потерпело крушение на 153-ем градусе западной долготы и 37 градусе 11 минут южной широты…»

Немая сцена. И потом:

—           Андрюх, так 1200 миль строго на юг, и мы на острове Мария-Тереза!

 

В общем, наутро мы уже шли вместо запада на юг. Прошли 37 параллель и совершили ряд географических закрытий – практически доказали, что рифов-призраков Мария-Тереза, Вачуссет, Эрнест Легуве и 1957 не существует в заданных на картах координатах. После 37 параллели взяли курс на мыс Горн через полюс океанской недоступности .

19 января 2019 года мы стали первой русскоязычной семьей, прошедшей под парусом Эверест яхтсменов. Стояли на Огненной Земле, чинились, выдыхали. А потом сходили в Антарктиду, немало удивив полярников станции «Беллинсгаузен».

 

БЛИЦ

 

…о детях

Дети на домашнем обучении. Большую часть школьной программы изучают самостоятельно. Младшая прикреплена к Русской Географической школе, старшая уже получает яхтенные корочки капитана. Планирует работать на экспедиционных яхтах в высоких широтах. Собирается сама заработать себе на университет, и дальше будет уже выбирать, пойти учиться или еще поработать.

Мы уже побывали на всех континентах, кроме Австралии. До нее дойдем через три месяца. К концу января выходим из Кейптауна в Южный Индийский океан. Два месяца пути с одной остановкой на островке из французских антарктических территорий.

В нашем личном топе четыре страны – Колумбия, Антарктида, Огненная Земля и ЮАР. Хотя нам везде нравится, где мы бываем.

 

…о встречах

Трудно сказать, какая встреча была самой приятной или необычной. Вот, например, встретиться с полярниками на русской Антарктической станции – это необычно? Да. Приятно? Безусловно. Встретиться с русской семьей, которая дошла на яхте до Таити? Необычно и приятно. Или с русской парой, которая совсем нас не знала, а сразу позвала пожить у себя в столице Колумбии и приняла как родных детей.

Еще одна незабываемая встреча – на тихоокеанском острове Питкерн, где живут 50 человек – потомков мятежников с корабля «Баунти». Они приняли нас так радушно, что две недели мы были будто частью семьи.

Или знакомство с Федором Конюховым у мыса Горн, где мы были единственной русской яхтой во флотилии. Познакомились с потрясающими людьми и поучаствовали в незабываемой экспедиции.

У нас появилось несколько близких друзей за годы плавания.

Пожилая швейцарская пара на яхте, мы познакомились на острове Пасхи, куда заходит всего 25 яхт в год.

Аргентинка Роксана из самого южного города мира, заведующая пирсом, из которого яхты уходят в Антарктиду.

Там же в Ушуайе — подружились с русской замечательной семьей…

Много дорогих сердцу встреч и отношений завязалось. Со всеми поддерживаем связь по интернету.

 

…об опасностях

По дороге от Магелланова пролива к Африке мы попали в жестокий шторм у Фолклендских островов (54 широта, первые дни весны). Снег и до 62 узлов ветра.

На 37 параллели нас почти положила на борт аномальная волна, хорошо, мы все были внутри. С полок по правому борту повылетало все, что до этого стояло крепко 5 лет .

В проливе Дрейка, где обычное дело – ветра ураганной силы, ночью на нас налетел шквал в 60 углов. Пришлось экстренно стаскивать парус, а он застрял….

На пути от Французской Гвиану к острову Тобаго оторвало форштаг. Был риск потерять мачты.

Со всем справились. А что делать.

 

…о быте

Средняя крейсерская скорость нашей яхты – 100-120 миль в сутки. Ночные вахты распределены между мной, мужем и старшей дочкой. Максимум до часу ночи вахтит дочь, потом капитан, и ранним утром заступаю я. У нас очень правильная лодка, тяжелая, крепкая и со вторым штурвалом в рубке. Поэтому в основном ночные вахты можно нести внутри яхты.

Наша Настя, старшая, очень любит готовить, поэтому лет с 14-ти большая часть камбуза – на ней. Еще она играет на гитаре и хорошо поет. Младшая Лада — юнга любит рисовать, обыгрывает меня в шахматы и хочет стать каким-нибудь –«ологом» (биологом, океанологом и т.д). В переходах мы много читаем, я пишу книгу и статьи, смотрим познавательные фильмы и часто бурно интересно обсуждаем их. Вот, например, в переходе до Кейптауна смотрели лекции по био-психологии Стенфордского университета.

На суше мы много гуляем, стараемся побывать, где возможно, и много общаемся. За неимением русского сообщества мы, если честно, тяготеем к русскоязычным друзьям. И теперь я стараюсь до прихода в страну выйти на местную русскую диаспору. В Кейптауне у нас это подучилось очень удачно, душевно и здорово. Юнга месяц ходила в местную (англоязычную) школу, а потом мы ездили в русский лагерь. Лада была пионером, Настя – вожатой, а я – помощником на кухне. Это было активно и познавательно. Здесь мы встретили нескольких человек, которых я даже могу назвать нашими друзьями, несмотря на относительно недолгий срок общения.

 

…о книге

Книга будет о нашей «несбыточной» мечте — кругосветке по Южному океану и походе в Антарктиду без отрыва от семьи. О нашем пути к мечте, сомнениях, страхах, падениях и проблемах, личном росте и преодолении. В большинстве случаев на пути к мечте стоят страхи.

И только ты выбираешь, что перевесит — он или мечта. Расскажу, как я сделала так, чтобы перевесила мечта.

…о планах

Через год мы закончим нашу самую южную кругосветку через великие мысы и Антарктиду и станем первой семьей, кто сделал это. Не скажу точно за весь мир, но в России точно.

Дальше будем двигаться в сторону Европы, завершая круг, начатый первым. А там есть планы на высокие широты – северный морской путь, Антарктику. Хотим делать интересные проекты с РГО, учеными или парусными школами и возить концептуальные экспедиции.

Лет через десять мечтаем, чтобы наше дело было общим с детьми и их спутниками жизни. Еще не знаем, что это будет. Но что-то очень интересное и обязательно зажигающее глаза всем участникам. Мы хотим помочь планете победить экологические беды. Спасти мир – вот так вот, скромно и со вкусом 🙂

 




Оставить комментарий

комментариев 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Молодцы! Слежу за вами)))

  • Невероятное путешествие. Люди воплощают мечту. Но очень страшно за детей. Слишком опасно.

Читайте также
Спецпроекты

«Зеленый туризм»: лучшие места Сибири для экопутешествий «СО» подготовил список самых экологичных троп и туров по самым красивым местам СФО. Сохраняйте!

Анонсы

Ипподром «Алтай» разыграет почти два миллиона рублей Испытать себя и своих скакунов приедут 120 участников из Новосибирской, Омской, Кемеровской и Красноярской областей, Алтайского края, Республики Хакасия и др.

Спецпроекты

Василий Емельяненко: «Мы не ездим за границу со своими кастрюлями» Известный в России бренд-шеф рассказал «СО», с чего начинается гастрономический бренд региона, и почему в ресторанах сложно встретить традиционные сибирские блюда.