«СИБИРЬ»: КРУГОСВЕТКА ИЗ ОМСКА В АНТАРКТИДУ
22.09.2019
Автор: Алена Шашкова
536
22.09.2019
Автор: Алена Шашкова

Летом парусная яхта «Сибирь» отправилась в кругосветное путешествие из Омска в Антарктику. В ключевой точке маршрута, на белом материке экипаж надеется оказаться как раз к двухсотлетию со дня открытия — в январе 2020 года. 

При этом в постоянном составе команды всего четверо: капитан Сергей Щербаков, его помощник Владимир Заздравных, матросы Александр Азаров и Сергей Лебединский. Остальные — сменяющие друг друга на разных этапах волонтеры. С некоторыми из них и поговорил “СО”.

Алексей Серов

Этап — Салехард-Санкт-Петербург (31.07.19-29.08.19)

⠀⠀Досье

  • Возраст: 38 лет.
  • Город: Королев.
  • Образование: переводчик с английского и немецкого языков.
  • Опыт плаваний: в 2010-2011 гг. ходил на яхте «Апостол Андрей» из Петербурга в Архангельск, в 2012 г. на яхте «Петр I» — из Гамбурга в Петербург. Затем на Землю Франца-Иосифа в Арктике.
  • Хобби: свободное время проводит в походах и путешествиях, увлекается спортивным туризмом и альпинизмом. Совершил восхождения на Эльбрус, Казбек, Арарат, Белуху, участвовал в спортивных походах и экспедициях по Камчатке, Байкалу, Кавказу, Полярному Уралу до 6-й категории сложности. Член Федерации альпинизма России. В 2017 году прошел обучение и получил удостоверение ГИМС на управление катером и яхтой.

Курс на север

Парусный туризм хорошо развит в городах с доступом к открытому морю. Но даже для бывалого яхтсмена-петербуржца Алексея стало открытием, что яхтенный спорт в Сибири находится на таком уровне.

Алексей Серовучастник кругосветной экспедиции
Оказывается, в Омске масса классных проектов, которые могут сравниться разве что с питерскими! Например, «Дорогами Бухгольца», когда омичи плавали по Иртышу в Казахстан. Был удивлен и наличию яхтенной спортшколы. А чего стоит сама «Сибирь», которая прошла уже несколько кругосветок? Для меня все это стало настоящим открытием! И сейчас Сергей Борисович с командой – единственные в своем роде. К знаменательной дате они одни со всей страны отправились в путешествие прямо до Антарктики.

…Ямбург, Сабетта, Харасавэй — маршрут экспедиции на этапе Салехард-Санкт-Петербург пролегал через поселки закрытого типа. Глубоко на Севере они существуют вокруг предприятий по добыче газа. Сюда приезжают работать вахтовым методом. Алексей отмечает, что местным даже за поселок выходить запрещено, никаких развлечений. Только работа. Тем ценнее были встречи экипажа с русским Севером – все внимание приковано к путешественникам.

Алексей Серовучастник экспедиции
Наша экспедиция – это такая комбинация парусного спорта и длинных походов. Поэтому даже за месяц можно пройти очень большое расстояние и увидеть места, до которых порой просто невозможно добраться пешим ходом. На «Сибири» мы заходили в закрытые поселки. Например, в Сабетте стали первой яхтой, причалившей к берегу, а в Ямбурге для нас провели экскурсии по предприятиям. Вообще везде принимали очень тепло.

Кроме экскурсий, встреч с местным населением всю команду впечатлил гигантский мерзлотник в Ямбурге, где сохраняется постоянная минусовая температура. Сегодня эта морозильная камера в многолетнем мерзлом грунте — экскурсионный объект. Раньше такие естественные холодильники делали для хранения рыбы в промысловых масштабах.

Этот этап в экспедиции Серов выбрал сам.

Алексей Серовучастник экспедиции
Я хотел здесь побывать: Диксон, Вайгач, Белое море… На Северный морской путь попасть очень сложно. Нужно также получать специальные разрешения, а это не так-то просто сделать. Благодаря экспедиции я смог посмотреть и этот край земли.

Море, вахта и принцип Бутерброда

Белое – совсем не Черное. Суровое, холодное, словом, наше, сибирское – не покупаешься. Средняя температура воздуха здесь 8-10 градусов, вода – еще на пару градусов ниже.

Алексей Серовучастник экспедиции
Самым сложным был переход через Карское море. Шторм в 4-5 баллов с дождем и неблагоприятным ветром. И так несколько суток подряд! Поэтому очень выручил непромоканец. На Карском и Белом море работал «принцип бутерброда»: сначала термобелье, потом флис, следом тонкая пуховка и сверху непромоканец. Плюс резиновые сапоги. Только такая многослойная экипировка не дает замерзнуть. А простая одежда от морской сырости быстро промокает и становится непригодной.

Погреться и раздеться можно внутри лодки. Полная экипировка – для работы с парусами или на вахте у штурвала. Про вахту матросы могут говорить часами. Точнее, стоять часами.

6

часов дневная вахта на «Сибири» у каждого члена экипажа ежедневно. Ночная – 4.

Серов отмечает, что труднее всего в экспедиции ему далась нехватка сна из-за регулярных вахт. В сутки суммарно удавалось поспать не более 5 часов. И в таком режиме почти весь месяц, пока яхта находится в пути.

Летающие кастрюли, подпрыгивающая плита

Кроме дежурств у штурвала есть еще одна вахта — камбузная. Раз в пять дней каждый член экипажа подвизается на кухне.

Расписание выглядит так

  • 8:00 – завтрак
  • 11:00 – перекус
  • 14:00 – обед
  • 17:00 — перекус
  • 20:00 — ужин

Алексей Серовучастник экспедиции
Когда на целый день становишься поваром, то на тебе завтрак, обед, ужин плюс перекусы. За стол садится вся команда, а это 6-7 голодных мужиков! Приготовил, накормил, убрал со стола, помыл, и все по новой. Причем, если приготовил мало, то тебе же и не достанется, потому что дежурный по кухне ест последним. Но зато можно сделать что-то на свой вкус. Например, я несколько раз варил какао и жарил картошку. Кроме меня их не делал никто, потому что в условиях подпрыгивающей плиты и летающих кастрюль – это не такие уж и простые блюда!

Но главный и неоспоримый плюс такой вахты – возможность выспаться. Ночное дежурство упраздняется и, если лечь сразу после ужина, то можно отдохнуть как раз те самые заветные 8 часов. Получается настоящий полноценный сон. Правда, один раз в 5 дней. Поэтому Алексей устал даже за месяц пребывания на судне. Но это не мешает ему мечтать оказаться на «Сибири» снова.

Алексей Серовучастник кругосветной экспедиции

Невозможно заранее представить, что произойдет с тобой в пути. Шторм в море, новые знакомства, неожиданные места… Мне запомнилось, как мы ночью заходили в Петербург, проплывая под разведенными мостами. После маленьких закрытых поселков – северная столица страны в огнях. Такой контраст! От путешествия я получил даже больше, чем ожидал.

Экспедиция до Антарктики – очень масштабный просветительский проект. Его цель — вовлечь как можно больше людей, дать возможность разным людям поучаствовать. Когда «Сибирь» отправится домой из Антарктики, я, возможно, снова буду на борту.

Автор: Окно в Петербург

Виталий Бондарь

Этап — Франция- Испания (21.09.19-10.10.19)

⠀⠀⠀Досье

  • Возраст: 49 лет.
  • Город: Краснодар, 49 лет.
  • Образование: Ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, кандидат исторических наук. Эксперт Российской академии наук, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, член Русского географического общества. Организатор и участник археологических, этнографических и комплексных экспедиций, в том числе экспедиции от истока до устья реки Кубань, горных и водных походов по Западному и Центральному Кавказу.

Автор: из архива Виталия

На низком старте

Для Виталия Бондаря путешествие на «Сибири» только начинается и должно пройти гораздо мягче: южанину достался, возможно, самый теплый этап маршрута вдоль берегов Франции и Испании.

Виталий Бондарьучастник экспедиции

«На каком отрезке плыть, я не выбирал. Когда заполнил заявку на участие, то написал капитану лично, что буду рад любому этапу: северный, южный — где угодно. Лишь бы принять участие! Да, для меня было бы заманчиво, например, перейти Атлантику от островов Зеленого мыса до Южной Америки: две недели в открытой воде, без заходов в порт, только ты и море… Но я прекрасно понимаю, что в это время на борту нужны люди проверенные. А мы еще не плавали вместе, и кто из команды знает, чего от меня ожидать?

Про экспедицию Виталий узнал из новостей Русского географического общества. Но и до этой кругосветки, уже слышал о яхте «Сибирь». Называет ее «современной легендой русского яхтинга». С командой отважных сибиряков мечтает познакомиться лично.

Виталий Бондарьучастник экспедиции
Основной состав команды – сибиряки, а я – южанин и никогда не был в Сибири. Но мне давно интересна сибирская общность, сам регион, который у меня ассоциируется с силой, характером, свободой. И название яхты тут говорит само за себя. Она уже дважды была в кругосветке! Поэтому моя главная цель – приобщиться. Конечно, мне интересен и сам маршрут, это новый опыт для меня. Но буду рад, если сам смогу оказаться полезен и рассказать что-то о Юге команде из Сибири.

Виталий – путешественник со стажем. И поэтому по старой привычке в дорогу берет с собой специальную одежду и маленький радиоприемник с короткими и средними волнами. Собираясь в дорогу, он переживает только за ночные вахты, потому что такого опыта за плечами еще нет:

Виталий Бондарьучастник экспедиции
Экспедиция для меня – это подарок. Я плавал по Азовскому, Каспийскому, Эгейскому и Средиземному морям… Бывали разные погодные условия, но это не экстремальный опыт. А по Атлантике я еще не ходил, и кто знает, что ждет меня здесь? Например, мы всегда ночью заходили в порт, а на «Сибири» будут и ночные вахты у штурвала. Но я постараюсь оправдать доверие капитана.

Реализованная мечта

Более 120 человек захотели стать участниками экспедиции. В Антарктику. На небольшой яхте, с непростыми условиями в дороге. Почему? Виталий считает, что у этой кругосветки очень важная миссия.

Виталий Бондарьучастник экспедиции

Сейчас происходит некое размывание роли России в событиях мировой истории. И мы, граждане своей страны, несмотря на политическую ситуацию, должны напомнить миру о том, что сделали. Есть объективные факты, а они таковы, что Антарктиду открыли мы. Последнее белое пятно на карте было закрыто русскими исследователями. Шестой континент — какой масштаб!

Открытие Антарктиды я считаю продолжением идей Петра Великого. Беллинсгаузен и Лазарев, осваивая морское пространство, расширили границы нашего государства. Эта реализованная мечта Петра I продолжает жить и сейчас благодаря экспедиции «Сибирь-Антарктика-Сибирь». Ее цель — напомнить мировому сообществу о роли русского государства в освоении мирового океана и географических открытий. Антарктиду открыли русские.

Алексей Декельбаум

Этап — Брест (Франция) – Ушуайя (Аргентина) (21.09.2019–16.01.2020)

⠀⠀⠀Досье

  • Возраст: 65 лет.
  • Город: Омск
  • Образование: Факультет холодильных машин Омского политехнического института и Литературный институт им. А. М. Горького. 
  • Член Союза российских писателей. В 80-90-е годы занимался горным туризмом, ходил в походы по Кавказу, Забайкалью (Баргузинский хребет) и Горному Алтаю. Участник кругосветной экспедиции яхты «Сибирь». В 2001 году за пять месяцев прошел от Кубы до Омска (9000 морских миль и 3800 км по Оби и Иртышу). За этот переход получил звание кандидата в мастера спорта по яхтингу, награжден почетной грамотой Администрации Омской области. 

Алексей Захарович даже написал книгу «На палубе земного шара». В 2007 году участвовал в походе «Сибири» по Иртышу, Оби и Томи. Прошел от Томска до Новосибирска. В 2012 году в составе яхтенной флотилии сибиряков прошел в Индийском океане 230 морских миль по Андаманскому морю (Таиланд, Пхукетский залив). Лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства (2018 г.).

Автор: sibir2020.ru

Дотянуться до экватора

Этап Декельбаума, как и каждого участника, определил капитан, исходя из пожеланий с поправкой на общий план смены экипажей на всю кругосветку. Цель экспедиции — впервые в истории мирового мореплавания дойти из центра Евразии до Антарктиды и  вернуться домой, замкнув кольцо вокруг земного шара. Алексей рассчитывает высадиться в Антарктиде. С собой на судно он берет полный комплект одежды на осень, лето, зиму, на Заполярье и тропики, на палубу в шторм и на представительские мероприятия на берегах.

Алексей ДекельбаумУчастник кругосветной экспедиции
Что я жду от этого путешествия? Если просто: всего того, до чего раньше очень хотел, но не мог дотянуться. Экватора, южного полушария, Южного Креста, Южной Америки, мыса Горн, пролива Дрейка и самой Антарктиды. Это и в молодости-то здорово, а на закате жизни — тем более.

Я участвовал в первой кругосветке яхты «Сибирь» в 2000-2001 гг. — прошел за 5 месяцев от Кубы до Омска. Тогда о готовящемся плавании узнал от общих знакомых с капитаном Щербаковым. Ну а после похода постоянно поддерживал связь и всегда был в курсе новых проектов. Так узнал и о нынешней антарктической кругосветке. Почему решил принять в ней участие? Потому что не мог не принять. Но это уже из области тонких душевных материй, вопросов, на которые нет однозначных ответов. Частично на этот вопрос я попытался ответить в своей книге о первой кругосветке «На палубе земного шара» 

Автор: itboat.com

Алексей ДекельбаумУчастник кругосветной экспедиции
Самое трудное в таких экспедициях — принимать решения, когда океан и небо работают против того, чтобы поставленная цель была достигнута в намеченные сроки. Но это, в основном, груз капитана. А матросу очень трудно мириться с препятствиями на пути к заветной цели. Про трудности сохранения психологической устойчивости в долгом походе и условиях ограниченного жилого пространства и океана я не говорю. Это должно быть жесткой нормой… Но не всегда бывает. Опасение у меня в связи с этим только одно: боюсь как-нибудь подвести экипаж.

https://www.instagram.com/p/B1T_jArnsQq/?igshid=tjw1y49ytd0p

 

“СО” желает попутного ветра всем, кто сейчас в море!

Отследить маршрут кругосветной парусной экспедиции «Сибирь-Антарктика-Сибирь» можно здесь

Справка

Кругосветная парусная экспедиция «Сибирь – Антарктика – Сибирь» — часть международного проекта «Сила России Арктикой и Антарктикой прирастать будет» стартовала 7 июля 2019 года.

Маршрут начался от Иртыша, затем — Обь, Обская губа с заходами в порты Тобольска, Ханты-Мансийска, Салехарда, Ямбурга, Сабетты, Диксона. После — западная часть Северного морского пути и через Беломоро-Балтийский к Санкт-Петербургу.

Далее «Сибирь» идет историческим маршрутом первооткрывателей.

Возвращение запланировано через Тихий океан вдоль западного побережья обеих Америк, через Берингов пролив и восточную часть Северного морского пути с заходом в порты российской Арктики (Провидения, Мыс Шмидта, Певек, Тикси).  

В Диксоне кольцо вокруг земного шара сомкнется.

200

лет со дня открытия Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым  исполнится 28 января 2020 года.

 

Фото Алексея Серова

 




Оставить комментарий

комментариев 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Спасибо за познавательную статью! Буду теперь следить за их маршрутом- проникся.

  • Рады, что вам понравилось!Возможно, позже еще будут публикации ан эту тему

  • Отличный лонгрид! Но пропущенную в заголовке инфографики букву лучше вставить.

  • И ещё, уж простите. Разве вашингтонский Капитолий и флаг США, которые взяты фоном всё для того же заголовка инфографики, имеют какое-то отношение к экспедиции «Сибири»? Кругосветка проходит на средства гранта президента России, насколько известно.

  • Галина, мы обязательно поставим фоном портрет вождя в сл раз)
    спасибо, что заметили!

  • Сарказм не поняла.Лучше бы честно признались в косяке.

  • Галина, если для вас важна буквальность в инфографике, то маршрут «Сибири» на обратном пути будет проходить мимо американских берегов. А вообще, думаю, дизайнер хотел провести параллель с КРУГосветкой таким образом.

    Спасибо, что читаете! 🙂

   
Читайте также
Спецпроекты

Главные тренды туристического бизнеса 2020 года ТОП-8 трендов, которые помогут развиваться.

Спецпроекты

Автономная колония «Кузбасс» Рассказываем, как и зачем западные идеалисты развивали угольную промышленность сибирского Кузбасса.

Фоторепортажи

Союз биатлонистов России предлагает создать базовый центр на «Белокурихе-2» Женская и мужская команды тренируется в Белокурихе с 15 мая, юниорская – с 16 мая.