Пляски с бубном
На острове Ольхон прошел ежегодный молебен шаманов
20.08.2019
Автор: Елена Нестеренко
377
20.08.2019
Автор: Елена Нестеренко

Вот уже 17 лет подряд в первое августовское воскресенье турист, въезжающий в Хужир – самый крупный поселок Ольхона, — слева от дороги видит необычное скопление народа.

Прямоугольная площадка, обозначенная сигнальными лентами, столы с угощениями и в центре – люди в тяжелых лисьих шубах с закрытыми лицами, бьющие  в бубны.

Это тайлаган – традиционный шаманский молебен.

Кто принимает в нем участие, зачем сюда едут простые люди со всех концов России, и чем опасно чрезмерное увлечение шаманскими ритуалами, выяснял «СО».

Просьба о помощи⠀

Тайлаган (в бурятской транскрипции «тэйлрхан» — прим. авт.) – ритуальный молебен, который проводят шаманы. Его цель – попросить помощи у богов и духов в каком-либо вопросе. Тайлаганы бывают родовые (когда вызываются духи предков) и общественные. Августовский молебен на Ольхоне как раз относится к последнему виду, а потому открыт для посетителей. Вот уже много лет он притягивает любителей мистики со всех концов России.

А вот местные относятся к шаманским церемониям по-разному.

Коренные жители Ольхона в большинстве своем верят в мистику острова. Во-первых, здесь живут шаманы, совершающие древние обряды и ритуалы. Во-вторых, распространена легенда о духе шамана Награй боо, что живет на самой высокой точке острова — горе Ижимей. Якобы он может появляться в образе белоголового орла, огромного медведя с белым пятном на груди, отпугивающего случайных гостей, или старца в белых одеждах, который выводит заблудившихся детей из лесу.
Но есть и те, кто воспринимают все это без фанатизма. Например, бурятка, у которой мы снимали жилье, и знать не знала, где будет молебен. Пришлось нам топать до мыса Бурхан к знаменитой скале Шаманке. Здесь смотритель сообщил с берега, что тайлаган пройдет «в обычном месте» — на въезде в поселок.
Так что попасть на праздник мне удалось лишь после изрядных скитаний.
Про встречи шаманов последнее время пишут довольно часто, а минувший молебен привлек внимание даже федеральных служб новостей. Ведь шаманы официально заявили: будем просить 13 покровителей Сибири и СФО, детей небесных тэнгриев (божеств), пролить дожди на горящие леса.

Угощение и дресс-код

Пытаться описать все детали шаманских ритуалов бессмысленно. Слишком много специфических понятий и слов. Как сказал мне не представившийся участник молебна, «бесполезно вам объяснять, это другой мир».

Исследователи признают, что каждый тайлаган в зависимости от улуса (племени, народа), места и времени проведения имеет свои особенности. Несколько вещей все-таки неизменны.

Первое: шаманы в любом случае призывают духов сойти на землю и помочь людям в решении их проблем. Этими духами могут быть нойоны (или хаты) – дети тэнгри, небесных божеств, или эжины – духи места или духи предков.

Второе: приглашенным бесплотным гостям обязательно предложат угощение. В далекой древности это были человеческие жертвы, сейчас вопрос решается без крови: духи с удовольствием лакомятся молоком, торсуном (слабоалкогольный молочный напиток), сладостями. Правда, нередко им преподносят и мясо. Например, на ольхонском тайлагане в этом году угощали тушей барашка.

Все действо длится три-четыре часа, во время которых шаманы обращаются к духам с помощью молитв, а также камлают – танцуют, бьют в бубен, издают горловые звуки. Так они впускают в себя духа, который затем выходит во внешний мир. Обычно духи заселяют деревья, местные называют это «оживлением рощи». Считается, что около суток место, где проходил тайлаган, населено духами и имеет огромную мистическую силу.

На открытые молебны приглашают всех желающих. С собой нужно принести «напитки белого цвета» (молоко, кефир, водку) или сладости. Часть продуктов предложат духам, часть освятят, и ими можно будет поделиться с близкими. Естественно, гостям нужно будет соблюдать определенные правила: не заходить в шаманский круг без приглашения, склонять голову и становиться на колени по требованию шаманов. Вести себя скромно, не употреблять алкоголь и не приходить пьяным. Существует (и его настоятельно попросят соблюдать, чтобы не гневить духов) определенный дресс-код: голова, а также руки и ноги должны быть закрыты, женщинам рекомендуют быть в юбке/платье.

Вопросы к небу

У шаманов существует поверье: если ритуал прошел успешно, духи прольют дождь над местом молебна или покажут радугу. Пару лет назад именно так и вышло — после ольхонского тайлагана на острове, где практически круглый год светит солнце, пошел дождь. Шаманы до сих пор вспоминают это чудо. Нынешний тайлаган выдался жарким. Впрочем, если учесть, что до и после 4 августа на Ольхоне было довольно прохладно, такую погоду тоже можно отнести к божественному благоволению.

К слову, я пишу этот материал как раз под симфонию дождя в Барнауле. И такая история — по всей Сибири.

Итак, вернемся к ритуалу.

По трем сторонам шаманского «круга» сидели люди, большей частью женщины славянской внешности в платках и юбках — как положено. Многие укрыли плечи и выставили перед собой молоко, печенье — готовились к обряду освящения пищи.

Я было ринулась по прямой к палатке организаторов, но меня остановили — за жертвенными столами проходить нельзя, это вотчина духов. Пришлось идти в обход. По пути меня поймали предприимчивые ребята.

Предлагали купить (всего 100 рублей) ярко-синий шарф из тонкой ткани — хадак. Я тут же поинтересовалась, в чем смысл этой ленты. Как оказалось, имея ее на шее, можно пойти в круг к любому шаману и задать свой вопрос.

И действительно: вокруг шаманов кучковались люди с синими лентами. Склонив головы, они ждали ответа. Считается, что на вопрос отвечает не человек, а дух, вошедший в него. Вопросы у меня, конечно, были.

Только не к духам, а к служителям культа.

Мурашки по коже

Пробравшись к месту, где шаманы отдыхали после камлания (всего их было около 50, молебен они служили по очереди), я заговорила с первым попавшимся. Видимо, он недавно вышел из круга и был очень оживлен, курил, периодически вытирая пот с лица (напоминаю, часть костюма шамана — лисья шуба!).

Семен начал быстро сыпать непонятными словами, обозначающими различные части и атрибутику ритуала. Немного успокоившись — а после камлания шаманы, действительно, очень возбуждены, — он стал объяснять суть происходящего терпеливо и поэтично:

Представьте себе многоэтажный дом: вот мы, как по ступеням, поднимаемся выше, на разных этажах встречаем разных духов, приглашаем их спуститься к нам.

Предки спускаются с небес со звездной пылью (!), поэтому есть небольшое першение в горле, голос меняется. Бубен у нас называют шаманским конем, шаман на нем поднимается в небо…

Мурашки по спине, шевеление волос, дрожь тоже свидетельствуют о том, что рядом духи, уверял Семен. Верьте-не верьте, но разговаривая с шаманом, я реально почувствовала эти самые мурашки и холодок по телу, хотя жара стояла градусов тридцать.

Вот вы, наверное, думаете, что за цирк тут! Я тоже, когда первый раз попал, подумал: вот клоуны! А потом почувствовал в себе шаманский корень, и вот уже 10 лет шаманю!

Семен живет в Улан-Удэ и работает кузнецом, кстати, эта профессия очень почитаема у бурят.

Дар или проклятье

Утха — шаманский корень, обозначает в человеке мистическое начало. Как рассказали нам в краеведческом музее Хужира, где есть экспозиция, посвященная шаманству, коренные буряты верили, что от своего шаманского предназначения уйти невозможно. «Шаманская болезнь» проявляется своеобразным расстройством психики: вещими снами, галлюцинациями, иногда припадками. В таком случае человек должен пройти посвящение и служить согласно своей природе. Иначе он заболеет. Впрочем, век шамана считали недолгим. Из-за постоянного общения с духами человек истощался психически и физически, жил максимум лет до 40. Поэтому для родителей осознать, что их ребенок имеет утха, было горем.

Еще один участник камлания, с которым мне удалось пообщаться, Ярослав. Славянин, родом с Западной Украины, он прошел обряд посвящения около 10 лет назад.

Попал на родовой тайлаган в поселке за Читой. Монгольский шаман вызывал духов предков. У меня тогда сильно болела мама, и я спросил, чем могу ей помочь. Духи сказали, что в моем роду были целители и я могу взять на себя эту ношу. В 2010 году я прошел посвящение.

Любопытно, что он был не единственный шаман славянской внешности на молебне. Я заметила несколько, в том числе женщин.

Это нормально. Европейцы утратили традиции посвящения людей с экстрасенсорными способностями, они остались только у коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Шаманизм — самая древняя вера, ведь и на Руси существовали целители, знахари, ведуны, так вот это те же шаманы, просто называются по-другому.

В действенности происходящего на тайлагане он нисколько не сомневается. «Вес костюма шамана около 70 килограммов. Как обычный человек может в таком танцевать без помощи духов?!» — приводит доказательство шаман-славянин.

Какие правила стоит соблюдать тем, кто посещает места силы или приходит на тайлаган?

Уважительно относиться к духам и их служителям. Не оголяться, не говорить громко, вести себя согласно правилам и обычаям, иначе можно разгневать высшие силы. В моей практике были случаи, когда приходили люди с тяжелыми заболеваниями, и выяснялось, что какое-то время назад они были в местах силы и вели себя неподобающе. Например, ходили в шаманскую пещеру на мысе Бурхан. Этого делать категорически нельзя!

Само участие в тайлагане дарит человеку мир, здоровье и процветание. Главное — с уважением относиться к местным традициям и быть осторожным в своих мыслях и желаниях!

 




Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также
Спецпроекты

Что обсуждали на международном фестивале «Экочашка»? Как меньше вредить природе? Этот вопрос волнует все больше людей по всему миру. Иногда эти люди встречаются. В Сибири.

События

Летняя Сибирь глазами пользователей Instagram Рассказываем и показываем, какой увидели Сибирь пользователи Instagram во время путешествий лета 2019.