Михаил Ульянов: актер, которому подвластны любые краски
30.04.2019
Автор: Екатерина Грибанова
220
30.04.2019
Автор: Екатерина Грибанова

В 2019 году Омская область учредила театральную премию имени своего земляка – актера, режиссера театра и кино Михаила Ульянова. Ежегодно награду будут вручать артистам региональных театров за лучшую мужскую роль. В честь этого «СО» решил вспомнить, как проходил свой театральный путь знаменитый артист, и чем он запомнился россиянам.

Автор: «Комсомольская правда»

«Ворошиловский стрелок» — художественный фильм режиссера Станислава Говорухина, снятый летом 1998 года с Ульяновым в главной роли, занял 34 место в списке 100 главных русских фильмов по версии журнала «Афиша».

Детство и юность

Михаил Александрович Ульянов родился в селе Бергамак Муромцевского района, сегодня это территория Омской области. Однако все детство и юность он прожил в городе Таре.

Некоторые российские СМИ пишут, что актер появился на свет под девичьей фамилией своей матери – Жуков, однако сам Михаил никогда не подтверждал эту информацию. Он также не упоминал об этом факте ни в одной из пяти своих книг.

Во время школьной жизни Ульянов не был преуспевающим учеником, так как его постоянно отвлекало участие в литературных вечерах.

До пятнадцати лет будущий актер не знал ничего о театре, пока в его город не приехала труппа из Тобольска и Омска.

После этих знаменательных гастролей Михаил посетил детскую студию при Национальном академическом украинском драмтеатре имени Заньковецкой, который был эвакуирован в Тару. Там его ровесники читали стихи. Здесь-то Ульянов и увлекся театром.

Спустя некоторое время молодому человеку посоветовали уехать в Омск, чтобы поступить в студию при областном театре. Ульянов так и сделал. Два года он учился в студии. Сам Михаил вспоминает, что эти годы были для него «мучительными». Параллельно он пытался пройти курсы в Омской школе летчиков-истребителей, однако сделать он этого так и не смог.

В это же время, чтобы привыкнуть к микрофону, молодой Ульянов работает утренним диктором на омском радио. Дома он устраивал себе необычные тренировки. Чтобы исправить свой высокий голос, мужчина кричал во всю силу. Благодаря этому он получил свой характерный голос с хрипотцой.

Начало карьеры

В Театре им. Вахтангова, о котором мечтал будущий актер, Ульянов оказался почти случайно. На улице он встретил бывшего сокурсника по омской студии и от него узнал, что у вахтанговцев есть собственная школа —Училище им. Щукина. Тогда-то Ульянов и стал студентом.

В июне 1950 Михаил получает диплом, который и подтверждает – теперь Ульянов является официальным «вахтанговцем». В тот год все его сокурсники уехали на гастроли в Минск, а сам Ульянов – проведал родителей в Таре, где «отъедался, отсыпался и ждал сентября, когда начнется первый сезон».

 Ах, эти далекие невозвратные каникулярные дни, когда ты приезжаешь отощавший и отвыкший от своих, входишь в такой уменьшившийся дом, наклоняешь голову, боясь удариться о притолоку, ставшую такой низкой, прижимаешься к счастливой и без конца хлопочущей маме, закуриваешь с отцом из привезенной тобой в подарок пачки дорогих папирос и ешь, ешь без конца. Долгожданное домашнее тепло. И ты счастлив и немножко горд, что приехал из самой Москвы, и рассказываешь о своей учебе, о жизни в столице, о ее ритме (это тогда-то!). И счастливые отец и мать готовы слушать без конца твои рассказы о не таких уж и понятных им студенческих проблемах.

Позже актер расскажет, что это был единственный полноценный отпуск в его жизни.

Первые годы работы в театре Михаил играл много, однако не получал от этого удовольствия. Он говорил, что причиной тому – его неопытность. Уже в это время на актера сыпались предложения от кинорежиссеров, но получить роли не удавалось.

В 1953 году Клеопатра Альперова позвала его попробовать себя в роли вожака комсомольцев Петрограда Алексея Колыванова в картине «Они были первыми». Его взяли, но, спустя годы, Ульянов говорил, что был подавлен тем, как выглядит в кадре.

Все мне не нравилось в себе: фигура, лицо, голос, глаза… Конечно же, я не ожидал увидеть такое неуклюжее, некрасивое, кургузое и очень старающееся что-то сыграть существо.

Первые звездные роли

Через некоторое время Михаил встретит именитого режиссера Ивана Пырьева. Молодой актер, не рассчитывая ни на что, попросил провести для себя пробы на какую-нибудь роль в фильме «Братья Карамазовы». Пырьев отметил, что не видит его ни в каком образе, кроме как Дмитрия. Спустя несколько коротких репетиций Ульянов был утвержден.

 

Во время всего съемочного процесса Михаил ни на секунду не выпускал из рук томик Достоевского. Это очень раздражала режиссера, который просил Ульянова «не быть буквоедом».

Съемки продолжались больше года. 7 февраля 1968 Пырьев скончался от инфаркта.. Заканчивать работу над картиной пришлось двум «братьям» — Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову. Актеры снимали все так, как хотел Иван Александрович. Они самостоятельно доработали три финальных эпизода — «Мокрое», «Суд над Митей Карамазовым» и «Разговор с чертом».

Позже лента даже была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Тогда это было огромной редкостью для Советского Союза.

Известность Ульянову как киноактеру принесла картина «Бег», снятая по пьесе Михаила Булгакова. Через годы об одном из эпизодов съемочной жизни вспоминал режиссер Владимир Наумов, который был одним из создателей ленты.

Я помню, на съемках «Бега», который мы снимали с режиссером Аловым, кончился съемочный день, опустела площадка, я спрашиваю: а где ж Ульянов? Мне отвечают: да там, в декорациях еще сидит. Я заглядываю — и вижу: он сидит и разговаривает с тараканом, рассказывает этому древнему, миллионы лет существующему созданию о том, какой под Киевом был бой, как было тепло, но не жарко… И с такой силой, с такой верой в то, что тот его понимает, Ульянов делал это — потрясающе! Я так жалел, что не было у меня с собой фотоаппарата, чтобы снять странный, удивительный контакт, на который способен, на мой взгляд, только выдающийся человек!

В 1983 Ульянов приступает к работе над картиной «Без свидетелей», в которой он играет одну из немногих своих отрицательных ролей.

Сложность была в том, чтобы в экстравагантных, почти фарсовых ситуациях оставаться человеком, а не паяцем, не скоморохом. И это была одна из самых трудных ролей. Давалась она мне очень тяжко. Этот тип ведь актер в жизни — он все время играет. Играет хорошего человека, играет деятельного, играет любовь. А мне, актеру, надо этого «актера в жизни» сыграть – эвона, какая задача стояла передо мною.

Второй дом

В сентябре 1987 года Михаил Ульянов был назначен художественным руководителем Театра имени Вахтангова, именно того места, о котором грезил в молодости. Он сразу же заявил, что обязательно будет привлекать в театр крупных режиссеров и драматургов, при этом ставить он собирается только талантливые пьесы. Актер также заранее предупреждает, что в статусе художественного руководителя он никогда не будет заниматься режиссурой, так как, по его собственному мнению, настоящим режиссерским даром не обладает.

В 2002 году на экраны выходит боевик «Антикиллер». Работа в этом фильме стала последней в карьере Ульянова. Он предстает перед зрителем в амплуа вора в законе, циничного преступника по кличке «Отец». Именно этой ролью актер гордится.  Во время различных интервью он рассказывал, что при создании образа перенял хрипатость и манеры поведения дона Карлеоне из «Крестного отца»

Почему бы, в самом деле, не сгустить краски и вместо российского вора в законе не сыграть американского мафиози? А вернее, не его, а просто в своей игре передать игру великого актера в подобной роли?

В этом же году Дмитрий Астрахан предложил Ульянову сыграть пожилого любовника в продолжении советских «Добровольцев», но Михаил наотрез отказался.

После смерти актера критик Валерий Кичин напишет:

– Это был актер, которому подвластны любые краски — от высокой патетики до гротеска, от народной драмы до цирковой эксцентриады.

Театр им. Вахтангова же оставался для Ульянова вторым домом до конца его жизни.

За свою карьеру актер получил множество наград, в том числе его признали Заслуженным артистом РСФСР и Народным артистом РСФСР.

 




Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также
Современники

Как семья из Солонешенского района пожила на Рублевке Семья Пятковых стала участницей программы «Обмен домами». Они побывали в Москве и провели несколько дней на Рублевке.

Современники

Войчишин и шоколадная фабрика Совместный проект Владимира Войчишина и АО «Курорт Белокуриха» «Музей шоколада» стал первенцем улицы Художников, которая со временем появится в строящемся курорте.

Люди

Фотограф из Санкт-Петербурга Евгения Эс рассказала о любви к Алтаю Евгения Смолякова представила снимки полюбившегося края на авторской выставке «Алтай. Близко к сердцу»