Сибирская женщина
О том, как сложился характер женщины в Сибири
06.03.2019
Автор: Алена Шашкова
193
06.03.2019
Автор: Алена Шашкова

Читателю наверняка приходилось слышать, что еще век назад женщины только и делали, что «сидели дома и рожали детей» и мирились с тем, что «как муж сказал, так и будет»… Но так ли это на самом деле? Как в действительности складывался характер женщины в Сибири?

Известный исследователь Николай Ядринцев считал жизнь сибиряков более свободной и демократичной.

Как начиналась свобода сибирской женщины и к чему она привела – об этом в материале СО.

Международный женский

Поводом к изучению эмансипации сибирских женщин стал, конечно, близящийся праздник – Восьмое марта. Откуда он вообще взялся?

В 1901 году чикагские женщины в знак протеста вышли на улицы с перевернутыми кастрюлями и тазами. Через семь лет женский «подвиг» был повторен в масштабах страны. Так в США провозгласили Международный женский день.

И все-таки праматерью праздника считается Клара Цеткин – знаменитая на весь мир воительница за права женщин, их свободу и равноправие. Сначала протесты прокатились лишь отголосками по всей Европе и праздник отмечался в различных местах в разные числа марта. Но уже вскоре идея была поддержана во всем мире и праздник стал отмечаться в один день.

1914

год, с которого Международный женский праздник стал отмечаться в один день, 8 марта.

Вообще, история праздника в первую очередь связана с улучшением условий женского труда. Так, в 1957 году в этот день американские швеи вышли на улицы, чтобы высказать свое несогласие с 16-часовым рабочим днем и крошечной в сравнении с мужчинами заработной платой. Итогом события стал женский профсоюз, который продолжил работу и после протестов.

1500

человек приняло участие в мероприятии с названием «Научное утро по женскому вопросу» в Петербурге. Это и был самый первый Женский день в царской империи, который прошел 2 марта 1913 года. Его участники обсуждали проблемы материнства, инфляции и политические права женщин.

После 1917 года женский день не сразу стал праздником, но, когда вошел в обиход, вряд ли показался бы торжеством современницам: кроме сокращения рабочего дня и наградных грамот за хорошую работу, подарков в этот день не дарили. Выходным этот день стал только с 1966 года.

Со временем женщины смогли не только работать наравне с мужчинами, но и отдыхать, а также получать образование и участвовать в политической деятельности.

А тем временем в Сибири…

Путешественники ХIХ века описывали сибирскую женщину по-разному: «Хотя здешние женщины одеваются и довольно опрятно, но меж ними я немного встречал пригожих и вообще находил их очень бледными», «молодые женщины и девицы большею частию белолицы, румяны и красивы, но также толстоваты», «…разговор их и вообще обращение выказывает в них самое грубое невежество…»





Писатель Антон Чехов сибирскую женщину, прямо скажем, не жаловал. Он описывал ее так: «Женщина здесь так же скучна, как сибирская природа; она не колоритна, холодна, не умеет одеваться, не поет, не смеется, не миловидна». С другой стороны, он же в одном из писем высоко оценил внутренний мир сибирячки.

Пьешь чай и разговариваешь с бабами, которые здесь толковы, чадолюбивы, сердобольны, трудолюбивы и свободнее, чем в Европе; мужья не бранят и не бьют их, потому что они так же высоки, и сильны, и умны, как их повелители. Они, когда мужей нет дома, ямщикуют; любят каламбурить, детей не держат в строгости, их балуют.
Антон Чехов

А Федор Достоевский, находясь на каторге в Сибири, даже нашел себе жену-сибирячку. «Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности» – так писал всемирно известный писатель о наших прапрапра…бабушках.

Семейная демократия

Американский исследователь сибирской ссылки Джордж Кеннан отмечал, что в XIX веке женщин в Сибири было значительно меньше, чем мужчин: 4079 женщин на более чем 15 000 мужчин.

В женщинах вплоть до начала ХХ века в Сибири был большой недостаток. Так, в Омске в это время 74 % населения – мужчины. Особенно остро «женский» вопрос стоял в городах, где концентрировалась мужская часть населения в поисках образования. И такая ситуация сохранялась вплоть до начала XX века. В связи с этим вступить в брак было настоящей проблемой. Поэтому женщина в Сибири ценилась очень высоко.

Большинство женщин отправлялись в Сибирь добровольно, вслед за сосланными мужьями или просто на поселение всей семьей. А вот если женщину осуждали за правонарушения, то чаще всего это было связано с преступлением на почве ревности или измены.

Юрий Гончаровпрофессор кафедры Отечественной истории АлтГУ, доктор исторических наук
Адюльтер был уголовно наказуем вплоть до революции. Но на практике этот закон редко находил применение. Скорее, в тюрьму женщина могла попасть, когда отказывалась ехать за мужем. Скажем, в Сибирь. При этом на практике в вопросах измены действовали двойные стандарты. Так, мужчина считался виновным, если у него на стороне рождался ребенок. А женщине было достаточно остаться в комнате с мужчиной не родственником наедине в течение часа – и это уже было поводом для развода.

В российской деревне женщина имела меньше прав, чем мужчина. Муж – начальник семейства. Это было прописано в законодательстве. Как и то, что жена должна подчиняться мужу и любить его. Сферу любви пыталось регулировать только российское законодательство. Нигде в мире любить мужа не было законодательным предписанием!

Гончаров отмечает, что в Сибири браки чаще все-таки совершались по любви, а не по расчету. Это было связано с тем, что большинство сибиряков – крестьяне, а браки по расчету заключались в основном в купеческих сословиях, по принципу «деньги к деньгам».

– Семейные отношения в Сибири были более демократичными. Жена имела большее влияние на принятие решений. «Муж – голова, а жена – шея, куда захочет, туда и повернет» – эта пословица хорошо отражает внутрисемейные отношения жителей Сибири, – продолжает эксперт. – Характерный пример: во время столыпинских реформ только мужчины имели право голоса на собрании, большинство из них изначально не поддержали идею переезда в далекий край. Тогда агитаторы направились к колодцам, куда за водой приходили женщины… На следующее утро мужчины меняли решение, и семья уже собиралась в Сибирь.

Кроме того, с середины XIX века одно за другим открываются учебные заведения для женщин, и они получают доступ к образованию. Это стало общероссийской тенденцией, но в Сибири к этому вопросу относились более внимательно, как и к самой женщине.

Сильные и деловые

Если женщину уважают, то она себя и лучше проявляет. Эта аксиома находила отражение не только в быту, когда дома были аккуратнее и чище, чем в европейской части России, но и семейном деле – бизнесе, если перевести на современный язык. То, что отношения в семье были более демократичными, муж считался с мнением жены, позволяло супруге иметь не только личную собственность, вроде приданого, но и свое дело.

По словам Юрия Гончарова, в то время женщина в Сибири имела более высокой статус, чем в европейской части России. Например, она могла иметь собственное имущество, отдельное от мужа. Последнее слово было за мужчиной, «начальником» дома, но мнение супруги все-таки учитывалось. Случалось, что главой семейного дела тоже становилась женщина, даже при взрослых сыновьях. Чаще всего это были купеческие вдовы, которые продолжали бизнес супруга. Но некоторые купчихи держали свои мастерские и лавки и при живых мужьях.

Сибирячки держали большое хозяйство, много трудились, решали разные вопросы самостоятельно и не боялись трудностей – все это формировало независимый нрав. Вообще в Сибирь ехали только самые волевые и предприимчивые, в том числе и женщины. Возможно, отсюда и сибирская «национальная» черта: предпринимательская жилка.

Николай Чукмалдин тюменский купец
Женщина в Сибири не раба мужу. Она ему товарищ. Умер муж – не погиб промысел, мужем заведенный. Жена-вдова ведет его дальше, с той же энергией и знаниями, какие присущи мужу.
XIX в

Одни из самых известных сибирских предпринимательниц XIX века – бийская купчиха Елена Морозова и барнаульская пароходовладелица Евдокия Мельникова. Обе продолжили дела мужей после их смерти.

Морозова кроме шести пароходов с баржами, кожевенного, пивоваренного, мыловаренного и прочих заводов, а также крупяной мельницы построила первую в Бийске электростанцию. Как и ее муж, она занималась благотворительностью и построила много учебных заведений, всячески способствуя развитию образования, хотя сама была неграмотной. К концу жизни ее капитал составлял 1 481 500 рублей.

В компании Евдокии Мельниковой работало 456 рабочих и матросов, 76 служащих. Крупнейшие суда носили названия «Воткинский завод», «Богатырь» и «Двигатель», мощностью 500 лошадиных сил каждый. Главной задачей была перевозка грузов, в основном зерна. Ремонтное депо находилось на месте современного поселка Затон.

Рабочие недолюбливали свою начальницу, но не за то, что она женщина, а за непростые условия труда на ее предприятии. Ее считали скупой и грубой. Благотворительностью купчиха не занималась. Но надо учитывать специфику ее дела: спрос на водные перевозки то резко падал, то возрастал. Мельникова была вынуждена принимать неприятные решения, чтобы дело оставалось на плаву.

После смерти предпринимательницы в 1917 году ее сын Александр продал семейное дело Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли за 1,6 млн рублей.

Конечно, бизнес – это еще риски. Причем не только экономические. В забайкальском селе, на берегу реки Шилка, находится могила купчихи Анны Саренковой. По рассказам местных жителей, она занималась скупкой золота. Опаснее работу в то время представить сложно, за нее брался даже не каждый мужчина. Саренкова была убита разбойниками и похоронена рядом с церковью.

Смелая, свободолюбивая, сильная, предприимчивая… Так почему же женщина в Сибири стала именно такой?

— Сибирь – это не только ссыльный край, но и край свободы. Самые предприимчивые и независимые люди переселялись в наш регион, в том числе и женщины. Но главное – здесь никогда не было крепостного права. Отсюда смелость и такая любовь к свободе.




Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также
Современники

Звезды мирового хоккея – на «Белокурихе-2» На «Белокурихе-2» побывали звезды советского и российского хоккея. Прогулка увенчалась экскурсией по «Сибирскому подворью».

Люди

«Меня любят» Известная на весь мир путешественница Елена Ерхова впервые побывала на Алтае.

Современники

Гостья из Швейцарии рассказала о своих впечатлениях о Белокурихе Осенью Мадлен Изабель Люти планирует вернуться! «СО» побеседовал с ней, чтобы узнать впечатления.