Как встречали Новый год в Сибири 100 лет назад
18.12.2018
Автор: Алена Шашкова
134
18.12.2018
Автор: Алена Шашкова

 

В Новогодние каникулы неизменно растет турпоток в зимнюю Сибирь. Здесь гостей ждут горные лыжи, современные базы отдыха, санатории, рестораны и прочие блага цивилизации.

Но едут сюда все-таки не за этим. Или не только за этим. Иностранцы отправляются в Сибирь за экзотикой, жители России – острее ощутить связь со своими корнями.

Так какой он, Новый год по-сибирски?

Истоки новогодних традиций

Еще во второй половине XIX века Новый год не был так популярен. Главным праздником считалось Христово Рождество.

Елена Огневазаместитель директора по научной работе Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая
Новый год – это, конечно, светский праздник. Если брать народную традицию – скорее, это Рождество, Святки, Крещение. Народная культура региона больше привязана к Православию.

Рождество широко праздновали по всей стране, его ждали, к нему готовились телом и душой: соблюдали пост, накануне праздника готовились к таинству причастия, исповедовались и причащались святых Христовых Таин. После начиналось широкое празднование: сибиряки поздравляли друг друга, ходили в гости, садились за столы, колядовали…

Накануне Рождества открывались традиционные ярмарки со сладостями.

Под Рождество на этой же площади (Конюшенная площадь – прим. от ред.) устанавливали временные ларьки и просто столы и открывалась на неделю ярмарка. Продавалось много соблазнительных для ребят товаров — разнообразных деревянных игрушек и различных сладостей.

Помню обилие пряников — обливные ароматные, разных светлых тонов, формованные вяземские с надписями, простые, по форме лошадей. Ещё запомнилась фруктовая пастила, по виду напоминающая плотный темный картон, скатанный в рулоны, — кусочек во рту долго не тает, наполняя его кисло-сладким вкусом и ароматом натуральных фруктов, мороженные яблоки, которые запрещались родителями, но ели их ребята с удовольствием.

Теперь такой пастилы не продают, не вырабатывают, а жаль, с удовольствием бы пососал и вспомнил золотую пору своего детства.

из воспоминаний гимназиста 1911

 

 

Юрий Гончаровдоктор исторических наук, профессор АлтГУ, автор книги «Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX - начале XX века»
Святки, то есть период от Рождества до Крещения, были самым веселым временем в году. По домам ходили ряженые в импровизированных костюмах с музыкой, песнями, танцами.
staslandia.ru

 

По словам писателя, костюмы тогда делали из подручных средств. К примеру, чтобы нарядиться в медведя, достаточно было вывернуть тулуп наизнанку и надеть на лицо самодельную маску. Костюмированное представление могли устроить солдаты в военной форме. Ряженые большими компаниями ездили по городу вместе с музыкантами и веселили прохожих. Дети славили Христа, ходили по домам и пели колядки, а хозяева поощряли их за это деньгами или сладостями.

Праздник продолжался около двух недель и заканчивался на Крещение Господне.

В кругу семьи

После революции традиция встречать Новый год стала шире, чем была «до», а сам праздник получил статус семейного – его стали встречать дома и приглашать на встречу одиноких знакомых, чтобы и они почувствовали себя частью семьи. Эта добрая традиция позволяла никому не оставаться в новогоднюю ночь забытым.

Праздничное угощение в этот день всегда отличалось особым разнообразием. Сейчас на новогоднем столе у всех красуются шампанское, оливье и мандарины. А прежде, правда, в зажиточных семьях – на стол обязательно подавалось не менее 20 блюд. Это было чем-то вроде новогодней «приметы»: считалось, что такое гастрономическое изобилие сохранится потом в доме и в течение всего года.

Одновременно с домашним праздником становилось популярным встречать год в обществе, но тоже всей семьей. Так Новый год постепенно выходил из сибирских домов на улицы.

В Барнауле новый, 1912 год, желающие из состава Алтайского собрания встречали вне дома: для них была подготовлена праздничная программа и совместная трапеза в 2 часа ночи. А в первый день наступившего года на Демидовской площади проходило большое народное гуляние с иллюминацией и музыкой.

Зеленая красавица

Кстати, до 1912 года городскую елку сибиряки устанавливали на главной городской площади, где и заливался каток. Например, в столице Алтайского края это была Демидовская площадь. После войны елка «переезжала» то на площадь Свободы, то на площадь Сахарова.

С 1970-го в Сибири, как и в других городах России, Новый год стали отмечать повсеместно, на разных площадках одновременно.

На Алтае наряжать елку впервые начали в богатых домах только в 40-х годах XIX века. И хотя к концу столетия этот обычай прижился среди всех слоев населения, все же многие так и не могли себе позволить таких трат.

Автор: Из фондов Алтайского краеведческого музея

Игрушки начала 20 века. Передала Остертаг Л.М.

Исторически, украшение елки – это рождественская традиция, корни которой тянутся из Германии: от немецких принцесс, на которых, начиная еще с XVIII века, женились российские князья. И так, постепенно, рождественская елка прижилась сначала при дворе, потом, как водится, традицию переняла аристократия, и лишь затем – простое население.

В начале ХХ века на елках у состоятельных горожан можно было увидеть шары, игрушки, сладости. Помещения украшали гирляндами.





Бедность не порок

Благотворительность и даже меценатство также были в чести в дореволюционной Сибири.

На Алтае благотворительностью занималось купеческое и дворянское сословия. Новый год был поводом проявить щедрость. В частности, в Барнауле, широкой известностью пользовалась елка дворянина-предпринимателя, а в последующем «головы» города Ивана Платонова.

По словам Елены Ишутиной, заведующей отделом культурно-просветительской работы Алтайского государственного краеведческого музея, документов о главных зимних гуляниях на Алтае сохранилось немного, чаще всего это газетные материалы.

Судя по публикациям того времени, местная власть в XIX в. не финансировала организацию праздника как это происходит сегодня. Городская елка и массовые увеселения устраивались силами самих горожан.

Так, в «Алтайской газете» за 1911 год была опубликована благодарность купцу Смирнову, за «весомый вклад в подготовку праздника для детей Касмалинской церковно-приходской школы». В том же издании за 1915 году опубликован отчет о заседании училищной комиссии, по результатам которого 20 барнаульским школам было выделено по 80 рублей на праздничный стол и увеселения. Развлекательные мероприятия проводили в зданиях школ, училищ и театров. Одно из них – спектакль «Бедность не порок» – прошло в Народном доме в начале января 1911 года. Все желающие могли посмотреть постановку бесплатно.

С середины XIX века количество общественных увеселений в зимние праздники неизменно росло.

В «Сибирских Афинах» того времени, городе Барнауле, у горных инженеров родилась традиция делать семейные театральные постановки.  В состоятельных домах вошли в обычай карнавалы и костюмированные балы. Они проходили в зданиях Общественного собрания, городской Думы, купеческом клубе или клубе горных инженеров. К выбору карнавальных нарядов участники подходили с изобретательностью, но особой популярностью пользовались костюмы домино, цыганки и римского воина. Проводились и конкурсы на лучшие костюмы.

В революционные 1905-1907 годы костюмированные конкурсы нередко приобретали политическую окраску: некоторые участники через костюмы демонстрировали свои антимонархические настроения. Случалось, что человека, занявшего первое место в конкурсе, потом задерживала полиция.

До революции утром 1 января сибиряки отправлялись в церкви, где соборно молились, благодарили Бога за прожитый год и просили благословение на грядущий. После службы – поздравляли друг друга за обеденным столом и ходили в гости. А вечером у главы местной администрации или в Общественном собрании обычно давали бал.

В губернских городах существовала традиция поздравлять губернатора от имени городского сообщества.

Поздравления в СМИ

В прессе публиковали стихи, пожелания и поздравления землякам. Например, в местной газете перед наступлением ХХ века было опубликовано следующее:

«…покупающим всем – дешево купить, продающим — втридорога продать, кредиторам – все до гроша получить, должникам же – ни копейки не отдать… Пусть исчезнет зло, насилье и обман, пусть опять воскреснут правда, совесть, честь, и рассеются как утренний туман клевета, вражда, предательство и лесть».

Газета «Алтай», канун1900 г.
Автор: Архивное фото

Новогодняя открытка

«СО» взял себе на заметку множество добрых традиций встречи главных зимних торжеств.

  • Благодарить Бога за еще один прожитый год (благо, теперь за это не отправят в ссылку),
  • Не оставлять одиноких в одиночестве,
  • Заниматься благотворительностью и активно участвовать в украшении своего города,
  • Устраивать спектакли, карнавалы и балы,
  • Поздравлять близких в газетах (соцсетях и, конечно, лично).

Редакция решила начать с последнего пункта:

Дорогие читатели, поздравляем вас с наступающими праздниками и желаем, чтобы грядущий год принес вам только хорошее! А как его встречать, каждый решит сам, конечно, не забывая о добрых сибирских традициях.

«Сибирский округ» выражает благодарность за предоставленные материалы Алтайскому государственному краеведческому музею и

Государственному музею истории литературы, искусства и культуры Алтая.




Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также
Анонсы

Фестиваль «Хрустальный Томск» пройдет с 9 по 14 декабря В этом году фестиваль проходит уже в пятый раз и собирает лучших специалистов этой области.

Фоторепортажи

«Алтайские горы» – вклад в будущее сборной С 7 по 25 ноября на лыжно-биатлонном комплексе «Алтайские горы» тренируются биатлонисты из юношеской сборной страны. Подробности в фоторепортаже Владимира Вайтиева.

Фоторепортажи

На ипподроме «Алтай» разыграли более полумиллиона рублей В конноспортивных соревнованиях на «Большие орловские призы» участвовало более сотни лошадей практически со всей Сибири.